Информационные технологии в обществе XXI века. Информационный век заканчивается; добро пожаловать в век опыта Ты не твой профиль

Информационные технологии в обществе XXI века. Информационный век заканчивается; добро пожаловать в век опыта Ты не твой профиль

25.11.2023

XXI век справедливо назван веком информатизации. Человечество постепенно превращается в постиндустриальное, информационное общество. Уже к 70-м годам XX века экономисты отмечали, что в развитых странах радикально меняется состав общества, причем повторяется характер изменений, отличающий переход от традиционного сельскохозяйственного общества к индустриальному.

Индустриальное общество явно превращается в иную формацию - постиндустриальное, или общество услуг.

Прогресс - это постоянное повышение производительности труда путем изобретения новых технологий, освоения новой информации, новых знаний.
Информация - основа постиндустриального общества.

В постиндустриальном мире килограммы сырья все больше заменяются битами и байтами информации. Информация - основа современного мира.

Однако, способность воспользоваться информацией зачастую определяется не только степенью одаренности индивида, но и характером полученного им образования.

Требуются новые концепции образования, новые методики и способы его получения, освоившие достижения современных ИКТ. В Узбекистане еще в 1997 году был опубликован Указ Президента Ислама Каримова «О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения», приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, разработана национальная модель подготовки кадров, где утверждался принцип непрерывного образования. Отмечая, что коренное реформирование народного образования, реализация национальной программы требуют очень больших сил, средств и возможностей, Президент даже в тот сложный период становления государства и смены экономической формации подчеркивал: «Если смотреть на это с позиции будущего, с точки зрения и экономики, и политики, и духовности, то выгода, которую мы получим от выполнения этих задач, неизбежно покроет и оправдает любые затраты».

В сфере образования и воспитания интернет и ПК могут принести несравненно больше, чем в любой другой. Преподаватель может использовать интернет для общения с коллегами, обмена опытом, открывая при этом учащимся совершенно новые способы изучения предмета. В области образования ПК стимулирует взаимное обучение, развитие критического мышления и формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни. Учебные заведения, оборудованные ПК, получают значительные преимущества.

Правда, успешное применение ПК в обучении требует усилий со стороны преподавателя. В настоящее время, если не считать специалистов информатики, учащиеся легче осваивают и глубже знают ПК и интернет, чем некоторые учителя.

Школам необходимо изменить отношение к этой технологии. ПК не должны размещаться в специальных компьютерных классах, их освоение должно становиться дополнительным предметом изучения, компьютер должен постоянно использоваться на практике, быть включенным в учебный процесс, способствовать углубленному изучению любой темы и дисциплины.

ПК может и должен стать мощным инструментом в руках учителя, даже если он сам только начал осваивать его возможности и ему привычнее доска, мел или начерченные таблицы. Несомненно, можно пробудить и активизировать интерес к предмету, демонстрируя видеофрагменты и фотографии, отсылая к страницам интернета с дополнительной информацией. Существует огромное количество фильмов, соотносимых с изучением школьной программы, поэтому необходимо научить школьников и студентов находить их и внедрять в процессе обучения.

В ряде стран педагоги используют электронную почту для обсуждения общих тем, получив возможность оперативно обращаться к коллегам за помощью и получать ее без промедления. Стала возможной координация программ: по предметно или по классам обучения, с учетом возрастной психологии. Опыт и достижения других учителей, рассказ о собственных находках позволяют повышать профессионализм, корректировать самооценку и при сопоставлении - лучше понимать своих учеников.

Там, где создается компьютерная сеть, обязательно включающая ПК для учителя и учеников, с демонстрационным монитором, используемым для показа материалов интернета, стали возможны дистанционные уроки не только лучших педагогов школ, но и преподавателей вузов, с привлечением специалистов в той или иной конкретной области. Проводятся разнообразные видеоконференции, привлекаются видные деятели администрации для консультирования учащихся выпускных классов и курсов по проблемам трудоустройства. Меняются формы и способы проведения «дней открытых дверей».

В Республике Узбекистан, где после окончания 9 класса учащиеся получают возможность выбрать, в какой форме продолжать образование, определить для себя наиболее подходящий и привлекательный колледж или лицей, особенно важно широкое проведение встреч с представителями их педколлективов и с учащимися. И средние специальные, и высшие учебные заведения могут использовать для этого свои сайты. Не менее полезны и сайты крупных промышленных предприятий, четко определяющих свою потребность в специалистах конкретных областей на среднесрочную перспективу (возможно, даже с разбивкой по годам).

Учащиеся могут использовать видеоконференции для виртуальных поездок в другие страны или для изучения (детализированного) своей страны, посещения музеев и проведения совместных уроков. Гораздо шире могло бы использоваться компьютерное телевидение. У нас в республике регулярно проводятся конкурсы на звание лучшего учителя. Использование видеоконференций способно обеспечить углубленное изучение опыта лучших для любого желающего. Школы могли бы использовать ресурсы вузов для обогащения учебной программы и расширения дополнительных материалов. Стало бы возможным виртуальное присутствие в классах детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать ежедневных занятий. Более того, учащиеся с замедленной реакцией могли бы для себя несколько раз повторять непонятые в классе темы, осваивать дополнительные материалы.

Высокие технологии должны стать одним из центральных компонентов образовательного процесса и объединить сетью школу и все центры общественной жизни: музеи, библиотеки, государственные учреждения, крупные промышленные предприятия, что позволит повысить уровень эффективности обучения и выработать установку на продолжение непрерывного образования после окончания учебного заведения.

Сеть школы должна объединять учащихся, учителей и родителей. Учебные материалы должны быть адаптированы для виртуального участия в занятиях из дома.

Однако, как неоднократно отмечалось, полная реализация потенциала ПК невозможна без их использования учениками в процессе выполнения классной и домашней работы по любому предмету.

В Республике Узбекистан постоянно растет число компьютеров, используемых в сфере образования, создаются специализированные компьютерные классы, облегчается доступ к интернет-сетям. Создана и расширяется республиканская библиотека сети - ZiyoNET.

Построение школьных сетей должно стать первым шагом к реализации более широких планов создания образовательных сообществ. Получение знаний с использованием высоких технологий - сегодня это приоритетная задача. ПК могут быть использованы в административных процессах сферы образования, а также для сравнения и сопоставления всех показателей в различных временных или географических срезах.

Чтобы получить отдачу от инвестиций в высокие технологии и обеспечить их скорейший возврат, необходимо повышение образовательного уровня всех членов общества. Сегодня очень важно приобретение базовых навыков работы с компьютером. Ведь они могут быть использованы почти на любом рабочем месте. Не менее важно и освоение информационных технологий. Должна быть создана необходимая инфраструктура, в оплате которой будут совместно участвовать государственный и частный сектора. Для коммерческих предприятий это может стать частью «инвестиционного цикла», при котором вложение средств в образование сегодня позволит получить более квалифицированных работников в будущем.

Создаваемая сеть должна быть открыта для всех членов общества, позволяя им постоянно повышать свой образовательный уровень. Впоследствии может быть создана новая система заочного образования, продуманно и законодательно обосновано его лицензирование, поскольку в ней будут совмещаться элементы очного и компьютерного (дистанционного) обучения.

Полученные сертификаты станут весомым аргументом в повышении потенциальной ценности работника.
Сегодня многие учебные заведения разных стран мира вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. Создаваемая компьютерная коммуникационная инфраструктура определяет новый качественный уровень взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Первым шагом в ее формировании должно стать максимальное оснащение школ ПК и помощь учащимся в их приобретении. Целью - освоение ПК каждым учащимся. При этом уроки информатики должны стать лишь первым шагом включения ПК и сети интернет в образовательный процесс.

ПК позволяют по-новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата, вследствие доступности технологии получения любых желаемых сведений и легкости анализа данных, способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Меняются и функции преподавателя, в особенности, в высшей школе. Он должен теперь не только непосредственно давать информацию, но и научить методам ее поиска, помочь разобраться в позиции автора материала, понять и оценить ее, уметь сопоставить с другими позициями и взглядами изучаемой проблемы.

Педагогика вбирает в себя некоторые принципы и методы консалтинга. Учитель помогает обучающимся разобраться в подлинной ценности отыскиваемого в сети материала, отбросить все лишнее, ненужное, мешающее формированию мировоззрения и духовности, освоить способы сопротивления всем видам и формам спама - от собственно рекламного до информационного.

Использование ПК позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Программное обучение способно предоставлять информацию во множестве форм и легко персонализировать ее. Уходит в прошлое школьный учитель, сообщающий информацию и проверяющий домашние задания. Компьютер позволяет осваивать информацию в наиболее удобном для личного восприятия темпе, дополнять чтение текстов прослушиванием и просмотром аудио- и видеозаписей, экспериментировать с реальными и виртуальными моделями и общаться по изучаемой теме со школьниками в любом уголке мира.

Вероятно, со временем в интернете будут размещены лекции по всем важнейшим предметам лучших педагогов мира. Но это не отменит роли непосредственного школьного наставника. Школьные учителя, взяв интернет-лекции за основу, смогут создавать исследовательские и дискуссионные группы по изучаемым темам. У учеников будут формироваться не только навыки анализа, но и умение выбрать близкую для себя позицию, аргументированно защищать ее. Интернет-лекцию можно прослушать в любое, необходимое для освоения материала время, множество раз.

Изучая возможные формы и способы модернизации сферы образования, обусловленные вызовами информационного века, специалисты приходят к очень серьезным выводам, видя в ПК - основное средство коммуникации и труда в информационном веке. ПК и интернет несут с собой одно фундаментальное изменение: благодаря им каждый ученик каждой школы, как и любой член общества, продолжающий свое образование, получает доступ к информации и возможности сотрудничества, недоступные прежде. А специалисты сферы образования смогут использовать преимущества этой информационной среды для повышения своего профессионального уровня. Те из них, кто первым примет ПК на вооружение в качестве нового средства преподавания и обучения, станут проводниками перемен.

В Одноклассники

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные системы» и т.д.

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций.

Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию.

Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и, следовательно, мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания.

Что в свою очередь обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной.

Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники. Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии. Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.

Таким образом, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс. Электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности.

Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам. Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Во-вторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких. Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций. Информационная технология сама создает средства для своей эволюции. Формирование саморазвивающейся системы - важнейший итог, достигнутый в сфере информационной технологии.

Технология - это средство создания искусственного мира. Следовательно, она оказывает определенное экологическое давление на естественную среду. Опасным это давление становится тогда, когда его интенсивность превышает регенеративный потенциал природы. Главная опасность технологического давления на естественную среду - сужение многообразия форм жизни, что в эволюционной перспективе снижает выживаемость биосферы в целом. Корни этой проблемы носят информационно-генетический характер, и ее решение должно быть достигнуто на основе слияния информационной и генетической ветвей технологии. Один из путей решения данной проблемы это формирование информационной инфраструктуры техносферы, которая позволит повысить эффективность технологических производств и их развития почти до теоретических пределов и снизить степень эволюционного риска технологии. Можно сказать, что в целом информатизация общества повышает степень биосферосовместимости.

Таким образом, важнейшее значение информационной технологии состоит в том, что она открывает пути научно-технического прогресса без дальнейшей массово-энергетической экспансии, что должно способствовать поддержанию экологического равновесия биосферы. Для определения перспективы человечества необходимо разработать общую концептуальную платформу анализа мирового развития. Основу данной концепции может составить учение В.И. Вернадского о ноосфере. Разработка теории ноосферы требует изучения современных процессов, происходящих в природе и обществе в их единстве. Ноосфера представляется здесь в качестве естественного этапа развития биосферы, важнейшим элементом которой является человек с его интеллектом, вооруженный новейшими технологиями, среди которых фундаментальное значение приобретает информационная технология.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. "Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с информационными технологиями, в экономически наиболее развитых странах

Кроме того, информационные технологии пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной; проблема электронного распространения персональных данных, проблема информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество; проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Главная отличительная особенность современного кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, социальной или же политической сферах, а в гуманитарной сфере. Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества не адекватно отражает существующую реальность и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора дальнейшего развития цивилизации в направлении сохранения биосферы и перехода на модель устойчивого развития.

Поэтому именно эта проблема и является, сегодня наиболее актуальной и именно она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, а также в государственной научно-технической политике, в сфере культуры и, в особенности, в средствах массовой информации.

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телевидения, радиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности.

Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры в развитии человеческого общества - эры управляемой ментальной эволюции. Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей. К сожалению, они сегодня активно используются лишь в целях рекламы различных товаров и услуг, в политической борьбе отдельных лидеров и группировок, а также в сфере информационного противоборства и информационной войны между различными странами и транснациональными компаниями.

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная

Эссе «Век информационных технологий»

Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам и тому совершенству, которое необходимо другим

На сегодняшний день в России и во всем мире в целом, происходит процесс информатизации общества, т. е. человечество переходит на абсолютно новый качественный уровень своего развития. Это обуславливается развитием науки и техники, информационных технологий. Учитель Новой Школы должен понимать, что сегодня в мире происходит изменение ценностных ориентаций современного общества, его целеполаганий, норм, мировоззрения, именно под воздействием «высоких технологий». Учителю постоянно приходится изменяться, перестраивать свою работу.

В сегодняшнем современном информационном обществе человек уже не мыслит себя без компьютера и сопутствующих информационных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью во всех сферах человеческой жизни и в медицине, и в науке, и в образовании и даже в искусстве.

В моем эссе речь пойдет о внедрении в образовательный процесс ИКТ, ЭОР, интерактивных досок и т. п. А это в свою очередь, обуславливает необходимость наличия всех информационных новшеств и, конечно же, компьютерной грамотности педагогов.

Проблема, которая на сегодняшний момент остро стоит в сельских школах России - это отсутствие или недостаточность оснащения компьютерным оборудованием для проведения качественных, современных уроков с использованием всех информационных технологий. Сегодня, когда мы говорим о Новой Школе мы, в первую очередь, подразумеваем доступность, наглядность, достоверность излагаемого материала на уроке. Именно с этой целью российских школах уже не первый год реализуется комплексный проект модернизации образования (КПМО). В ходе его реализации не одна из школ не осталась в стороне. Это конечно касается в первую очередь и оснащения информационными ресурсами и технологиями, компьютерным оборудованием и оргтехникой, доступом к сети Интернет. Школьники отдаленных сел края могут участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, марафонах в режиме online. Естественно, что благодаря новому оборудованию, новым возможностям у детей усиливается не только мотивация к обучению, но и улучшается качество знаний по предметам и т. д. А это значит, что круг возможностей для учеников и учителей отдаленных уголков нашей Родины расширился, углубился. Участие педагогов во всевозможных дистанционных мастер-классах, конференциях, педсоветах позволяет учителю из сельской местности, лучше ориентироваться в нынешнем образовательном пространстве, поддерживать связь с коллегами на расстоянии, обмениваться опытом, решать совместные проблемы, получать консультации на интересующие их вопросы. Это все конечно замечательно, но перед многими встает еще одна, на первый взгляд непреодолимая преграда – отсутствие необходимых знаний в сфере информационных технологий.


Таким образом, появляется еще одна сопутствующая проблема - недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей в сельской местности. Это в первую очередь обуславливается отсутствием необходимого оборудования для проведения уроков с использованием ИКТ. А по большей части учителя сетуют о переходе школ на операционную систему Linux. Мол, только что научились работать, привыкли к Windows, а теперь опять, все заново, по-другому. Но на самом деле в том, что школа перешла на Linux я как учитель информатики, не вижу никаких проблем, которые помешали бы работе с ЭОР, электронными документами и т. д. Интерфейс системы довольно прост, прикладные программы входят в пакет OpenOffice. org, который сегодня широко распространен, в том числе и на Windows, т. е. в принципе проблем нет. Есть только страх учителей, особенно старшего поколения к нововведениям, хотя пора бы уже и привыкнуть – школа XXI века должна меняется и будет меняться, в соответствие с требованиями современного информационного общества. Невозможно быть учителем молодого поколения (т. е. будущего страны), которое уже стало частью этого самого общества (сегодня каждый школьник, даже если это и малокомплектная школа, знает что такое смартфон, iPad и iPhone) и при этом бояться учиться самому. Ведь не случайно слово педагог переводится с древнегреческого, как «ведущий», «тот, кто ведет» ребенка, учитель=педагог, ведет ребенка к знанию, поэтому сам должен не только этим знанием обладать, но и стремиться овладевать чем-то новым, неизвестным для него. Решение этой проблемы, зависит от самих учителей, их компетентности и желании самосовершенствоваться в своей профессии. Выход из сложившейся ситуации каждый находит свой: кто-то посещает компьютерные курсы, кто-то ищет себе помощника-консультанта, а кто-то попросту «методом тыка». И в большинстве своем успешно справляются и с этой проблемой.

В моем эссе речь шла только об одном аспекте педагогической деятельности - информационном. А сколько их таких окружает нас ежедневно…Хотя и говорят, что ребенок это открытая книга, но с каждым годом ее почему-то все труднее становится читать, учитель должен искать способы, методы, как эту задачу решить…..

Надеюсь, что многие педагоги, прочитав мое сочинение, согласятся со мной, ведь мы должны не только передавать нашим детям то, чем обладаем сами, но и сами учиться для них, и у них.

, Внедрение инновационных педагогических технологий в образователь , Перспективы и проблемы использования информационных технологий в , Тест ФОС Методология и технология проектирования информационных , Волков А.И. Внедрение электронных технологий.docx , Дедов.В чем вред информационных технологий.docx , Движение автотранспорта с применением спутниковых технологий.doc , Методические указания к курсовому проекти.Информационные техноло , 05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий.doc .
21 век - век информационных технологий

Мы можем позвонить любому человеку, даже если он в другом городе или другой стране. Мы можем увидеть его с помощью компьютерных технологий. 21 век очень продвинулся. Появилось очень много всего того, что помогает человеку легче жить. Но я хочу написать про ЛЮДЕЙ 21 века.

Люди 21 века очень злые, алчные. В них нет сострадания и сожаления. Очень редко встречаются добросовестные , добрые и честные люди. В нынешнем времени людьми двигают деньги. Большинство этих денег заработаны мошенническим путем, отобранные у обычных людей. Люди готовы убивать за деньги и за место под солнцем.

Люди перестали уважать культуру и любить Родину. Дети перестали учить историю своей страны. Многие хотят из нее уехать, поддаваясь стереотипам о том, что наша Россия хуже других стран. А разве кто-то пытается сделать ее лучше? Всем стало плевать.
Дети вырастают очень злыми. Они уже очень жестокие. Они избивают своих товарищей забавы ради. Они готовы бить лица друг другу из-за нелестного слова в свою сторону.

Если сравнивать раньше и сейчас , произошли огромные изменения. Сейчас, если на улице вдруг станет кому-то плохо, то многие пройдут мимо, подумав, что человек просто пьян, а человек , что он умер из-за того, что болел и случился приступ. Если кого-то станут избивать, все будут проходить мимо и делать вид, что ничего не делать , чтобы не получить самому. А разве раньше такое было? Все друг друга уважали. Девушки были девушками, а не " быдлом ", как говорится в современном мире. Девушка должна быть нежной, что сейчас большая редкость. Перестали уважать старших. Перестали уважать Ветеранов. Люди, которые обворовывают их... Я просто не знаю как их назвать. Они боролись за наши жизни для чего? Для того, чтобы потом мир превратился в это? Я думаю нет. Я думаю, что им очень больно смотреть на современную молодежь, которая пьет, употребляет наркотики , курит и ругается матом через каждое слово.

Мир изменился. Да, технологии изменились в лучшую сторону, но не люди. Но я верю, что в нашем мире остались люди, которые здраво мыслят. И я надеюсь, что многие возьмутся за ум и смогут поменять себя, тогда и Россия и весь мир станет лучше. Не будет войн и конфликтов. Не будет убийств.

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики


Кафедра « Мировая экономика»


Реферат по « Мировой экономике»

На тему: «Япония, Индия в век информатизации: опыт сопоставления»


Выполнила студентка

3курса ЭФ-1 060600

Сметанникова Е. В.

Проверил К.Э.Н., доцент

Ершов А. П.


Москва 2006


Введение………………………………………………………………………….3

1. Феномен японской и индийской экономики……………………………4

2. Телекоммуникации и Интернет в Японии и Индии……………………8

3. Технопарки и технополисы……………………………………………..12

4. Суперкомпьютеры……………………………………………………….14

5. Телефонная мода………………………………………………………...15

6. Взгляд в будущее………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………..20

Литература……………………………………………………………………...21


Введение

Япония и Индия слишком разные, чтобы их можно было сравнивать. Тем не менее в своем реферате я постараюсь наиболее полно и вместе с тем кратко изложить сходства и отличия этих двух азиатских стран в эпоху информатизации.

Когда ветер надувал паруса каравелл Колумба, устремившихся в безбрежные просторы океана в поисках загадочной Индии, никто не предполагал, что будет открыта та самая Америка. Уже хотя бы этим эта страна могла бы войти в историю мировой цивилизации. Но даже эта «ошибка» великого мореплавателя лишь подчеркнула ту роль, которую на протяжении всей истории человечества играла и играет Индия, по настоящему удивительная страна с огромным потенциалом наукоемких производств, фундаментальных исследований, лидер в области информационных технологий. В 1999 г. аналитики организации Credit Suisse First Boston предсказали, что Индия станет следующим «экономическим чудом» в Азии. Какая же страна была первым азиатским чудом? Конечно же Япония.

Как это ни покажется парадоксальным, но японцы сами практически ничего не изобрели. С материка (Китая и Кореи) ими были заимствованы культура, письменность, религия, однако жители Страны восходящего солнца обладают даром доводить приобретения до ума и быстро внедрять их в массовое производство. В результате этого страна, занимающая 0,3% территории Земли и практически лишённая природных ресурсов, смогла выйти на лидирующие позиции в мире.


1. Феномен японской и индийской экономики

Итак, почему же страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх принципах:

1. Жесткое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач.

2. Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций.

3. Широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для научно-технического прогресса).

4. Создание крупных национальных монополий, обладающих ресурсами для непрерывного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.

Перечисленные принципы не являются "изобретением" восточно-азиатских стран, они опробованы во многих странах с рыночной экономикой. Восточно-азиатский инструмент в данной модели - широкое использование психологических традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как: жесткая дисциплина, исключительное трудолюбие, удивительная аккуратность, настойчивость, терпение, минимальные потребности, ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму), преданность работодателю, подчинение и уважение к старшим, понимание своего места, желание учиться.

Длительное время Япония заимствовала передовые технологии за рубежом (в форме покупки лицензий, создания смешанных компаний, участия в многонациональных исследовательских проектах).

Япония занимает особое место в мировом движении технологии. Она импортирует все технологии из индустриальных стран, а экспортирует в промышленно развитые и развивающиеся страны. Начиная с 70-х годов экспорт японских технологий увеличивался, и в 1993 г. было достигнуто положительное сальдо (вывоз превзошел ввоз). 40% общего объема экспорта технологии приходится на страны Азии.

Остается высокой зависимость Японии от импорта технологии из США (69%). Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами.

Можно смело сказать, что информационная революция - источник развития японской экономики. Сложившийся стереотип, что Япония является одной из ведущих стран в области новейших технологий, возник еще в 50-е гг. Несмотря на технологическое превалирование в мире, Япония отстает от других стран в некоторых направлениях развития информационной инфраструктуры. По числу пользователей Интернета Япония не входит в группу ведущих стран, а информационное право, призванное закреплять механизмы регулирования процесса развития информационного общества, совсем не разработано.

Основной причиной отставания в развитии интеллектуальной и законодательной базы в области информатизации является превалирующее внимание, уделяемое технологическим процессам и производству. Произошел некоторый перекос из сферы интеллектуальной и законодательной в технологическую. Поэтому, войдя в XXI век , Япония вынуждена формировать и реализовывать эффективную государственную информационную политику, являющуюся резервом для роста и развития ВВП:

Промышленное общество стоит перед лицом новой волны технической революции - информационной революцией ("индустрии информации");

Появление в результате информационной революции нового типа социального субъекта, ориентированного на индустрию современного информационного "интеллекта".

С этого момента и началась борьба за приобретение и использование влияния интеллекта путем распространения информации и знаний. Причем ареной борьбы является социальная система нового типа, которую уместно назвать "сферой мирового интеллекта". Это и есть начало "периода информатизации" или создания "индустрии информационного интеллекта".

Японское правительство осознало, что развитие информационной инфрастуктуры способно помочь стране выйти из экономического тупика, и в 1999 году официально провозгласило начало информационной революции. В 2000 году был создан Совет по развитию в области информационных технологий под руководством премьер-министра. Совет принял пятилетний план развития информационной инфраструктуры. Основная цель плана: "Предоставить возможность всем без исключения получать выгоды от IT-революции и всесторонне повышать меры, способствующие развитию Японии как конкурентоспособной страны, построенной на развитой информационной инфраструктуре".

Индию не в меньшей степени, чем Японию, «трясут подземные стихии», она постоянно борется с засухой и наводнениями, ликвидируя повальную неграмотность и бедность населения (среднедушевой доход здесь составляет только $460), но скоро Индия может оказаться лидером в производстве и экспорте компьютерной техники, электронных компонент для АСУ и телекоммуникационных систем. Она же, по оценке OECD, является одним из основных поставщиков «мозгов» в индустриально развитые страны. Первые средства телекоммуникаций на территории Индии появились еще во времена британского владычества. Правда, вплоть до приобретения страной независимости, телефон и телеграф были привилегией только колониальной администрации, иностранных компаний и немногих богатейших индийцев. На тот период времени Индия была страной ужасающей бедности, с населением, измученным болезнями и голодом. Многие черты того времени и сегодня удивительно сочетаются на улицах городов страны с небоскребами, технологическими парками и современными промышленными комплексами.

Взятый к середине 50-х годов курс на индустриализацию страны привел к тому, что государство к концу 60-х годов заняло монопольные позиции и в производстве телеграфной и телефонной аппаратуры, включая и оказание услуг в этой сфере. Спустя всего немногим более чем пятьдесят лет с момента провозглашения независимости и всего десять лет после курса на либерализацию своей экономики Индия уже обладает третьим крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, входит в пятерку ведущих стран по технологии запуска ракет, владеет ядерными технологиями. В 162 университетах страны (2000 г.) и сорока научно-исследовательских лабораториях ведутся успешные научные исследования.

В конце 1990-х годов в Индии действовали 226 университетов (в 1972 г. было 83 университета, 9 институтов, с 2,6 млн. студентов). Всего в конце XX века в университетах Индии обучалось более 6,5 млн. студентов (5-6% молодежи страны в возрасте 17-23 лет). Во всех вузах, помимо обучения студентов, ведутся и научные исследования. По числу англоговорящих дипломированных специалистов в сфере информационных технологий Индия уступает только США, а в индийских компаниях над разработкой ПО работает около трехсот тысяч специалистов.

В 1998 г. был создан специальный Комитет по информационным технологиям при правительстве Индии (IT Task Force). Этот комитет разработал программу развития отрасли информационных технологий в Индии, которая рассчитана на период до 2008 года. Были провозглашены три основных направления развития ИТ-индустрии Индии:

· совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры как ключевого фактора развития индустрии с целью создания информационной инфраструктуры мирового класса;

· достижение к 2008 г. объема ИТ-экспорта в $50 млрд. - программа ITEX-50 (IT Export);

· информационные технологии - для всех к 2008 г., задача информатизации всех жизненных сфер Индии.

Это привело к тому, что только в области информатики среднегодовой рост за последние несколько лет превысил 40%, а ежегодная неудовлетворенная потребность в кадрах в стране оценивается в 200 тысяч человек, опережая по этому показателю все другие отрасли. В 2004 г. оборот в сфере информатики превысил $3 млрд., а в сфере электроники - $20 млрд.

2. Телекоммуникации и Интернет в Индии и Японии

В телекоммуникационной сфере Индия широко использует цифровые технологии передачи данных. Основное внимание уделяется сбалансированному росту сетей передачи данных, быстрой модернизации старых сетей для обеспечения быстрого прогресса по ключевым направлениям этой сферы, в том числе и для эффективного управления и развития систем телекоммуникационной связи. Тем не менее, для страны площадью в 2973190 квадратных километров и населением свыше миллиарда человек услуги связи пока еще не могут быть названы достаточными.

Для достижения полной самостоятельности в этой сфере государственными и частными компаниями ведется успешная модернизация существующих сетей на базе цифровых технологий. Для этого создан значительный производственный потенциал в государственном и частном секторах. В 2001 году правительством Индии было принято решение об отказе от государственной монополии в области услуг связи через международные волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Разрешение участвовать в данном секторе частным компаниям вызвало резкую активизацию индийских фирм по разработке проектов строительства морских ВОЛС.

Полагается, что частный сектор будет играть основную роль в росте телефонной службы в Индии, что стало возможно в результате либерализации экономики. Уже в сентябре 1996 года число телефонных линий связи достигло 12,6 млн. Если планы правительства будет реализованы, то скоро каждый сельский панчаят (орган местного самоуправления) будет иметь телефонную связь. Основным направлением организации коммуникационной инфраструктуры Индии выбрано построение локально-вычислительных сетей и их соединение между собой посредством высокоскоростных каналов.

Если международные линии связи сформированы спутниковыми системами и оптоволоконными линиями связи, то на местных (сельских) линиях пока сохранились медные кабели и используется аналоговая техника (включая декадно-шаговые и аналоговые телефонные станции). В 1985 г. установлена спутниковая система связи с 254 наземными станциями приема. Сейчас Индия обладает 8 станциями Интелсат (Индийский океан), одной станцией Инмарсат (Индийский океан), 9 международными станциями, расположенными в Мумбае, Нью-Дели, Калькутте, Мадрасе, Джаландахре, Канпуре, Гайдхинагре, Хайрабаде и Емакуламе, четырьмя морскими кабелями LACOM (Мадрас - Пинангу, Индия - ОАЭ, India-SEA-ME-WE-3, SEA-ME-WE-2 с выходом в г. Кочи и Мумбае). С 2000 г. Мумбай имеет выход к мировой оптоволоконной магистрали (Fiber-Optic Link Around the Globe «FLAG»).

В Индии функционирует государственная национальная информационная сеть Nicnet. Сеть организована на основе информационных ресурсов Национального центра информатики (NIC) министерства электроники Индии. Ресурсы Nicnet уже доступны в 540 районных центрах Индии, столицах всех штатов и союзных территорий страны. К сети также подключены Андаманские острова, индийское посольство на острове Маврикий, институт медицинских исследований в Непале (г. Катманду). Ресурсами сети пользуются учебные и исследовательские научные учреждения. В сети Nicnet создаются ресурсы, необходимые для функционирования ряда крупных государственных промышленных корпораций. На коммерческой основе сеть предоставляет свои ресурсы частным компаниям (индийским и зарубежным).

Огромное значение при формировании коммуникационной инфраструктуры в Индии придается использованию Интернета. Доступ в Интернет появился в Индии на рубеже 1986-1987 гг., когда при Департаменте электроники была создана на средства ООН сеть Education and Research Network (Ernet). Уже в начале 90-х годов Индия была включена в список 30 стран с наиболее развитым Интернетом. Однако, в 1994 г., когда было прекращено финансирование сети ООН, Ernet была закрыта. Под давлением бывших пользователей этой сети правительство создало в 1995 г. государственную компанию . Уже к середине 1997 года VSNL имел 28 тысяч, а к 2005 - уже 150 тысяч пользователей.

Сегодня число персональных ЭВМ в Индии увеличивается каждый год на 40-50%. Этому способствует политика Индии по развитию ИТ, выраженная в программе «Информационные технологии - для всех к 2008 г.». В её рамках реализуются ряд подпрограмм. Так, национальная программа всеобщей компьютерной грамотности нацелена на увеличение компьютерного парка и доступа в Интернет. К 2008 г. намечено, что на 50 человек будет приходиться один ПК с доступом в Интернет. Предусматривается адаптирование импортируемого программного обеспечения и перевод ПО на языки проживающих в Индии народностей. Программа компьютеризации и широкого использования Интернета во всех сферах жизни включает внедрение новых технологий в банковские услуги, медицину, образование, электронную торговлю, развитие информационных центров и библиотек и другое.

Курс Индии на приоритетное развитие ИТ-сферы привел к быстрому росту Интернет -пользователей и отрасли информационных технологий. Начиная с 1995 года, ежегодный прирост оборота ИТ-отрасли составляет до 50%. В 2000-2002 финансовом году оборот ИТ-отрасли составил $8,6 млрд., а доля производства ПО и услуг в нем составила порядка $5,7 млрд. Только в первой половине 2003-2004 финансового года внутренний рынок ПО и услуг вырос на 48%, а общий рост отрасли составил 58%.

А в Японии уже сегодня половина из 126-миллионного населения является пользователями Интернета, подключаясь к глобальной "паутине" через компьютеры, сотовые телефоны или иные устройства связи. Наиболее распространены обмен электронными письмами (64,8%), поиск информации для выбора покупки (45,9%). Значительно отстают по популярности заказ товаров и услуг через Интернет (19%) и чаты (15,6%). В стране более 15 миллионов абонентов широкополосного доступа к Интернету. Около 6,6 млн. японцев выходят в сеть только с сотовых телефонов. Например, в 2000 году число пользователей Интернета увеличилось на 74% из-за роста числа мобильных телефонов с доступом к Сети. Снижение стоимости подключения и оплаты, а также распространение DSL (высокоскоростного доступа к Сети через стационарные линии телефонной связи) обещают в будущем дальнейший рост количества пользователей. Сегодня оплата таких подключений в Японии значительно ниже, чем в любой другой стране. Япония занимает 14-е место в мире по количеству пользователей Интернета.

3. Технопарки технополисы

В 1991 г. Департамент электронной промышленности (ДЭП) и Software Technology Park по решению правительства Индии начали создавать сеть технопарков. Однако, справедливости ради, отметим, что принятое в свое время решение правительства СССР о создании новосибирского Академгородка и «кольца» промышленных производств вокруг него в конце 50-х годов в некотором смысле было первым опытом создания таких городов- технопарков.

Смысл технопарков - формирование центров сосредоточения передовых знаний и технологий с быстрым внедрением последних в производство. В Индии технопарки освобождаются от налога на импорт, на пять лет - от уплаты внутренних налогов и сборов, имеют ряд других льгот (энергоснабжение и связь, включая спутниковую). Сейчас они уже приобретают черты комплексных научно-исследовательских центров с развитой инфраструктурой и с самыми современными средствами для НИОКР в области электроники. Они созданы по принципу «замкнутого производственного цикла».

В Индии формирование структуры технопарков продолжается. В различных штатах на базе имеющихся производств и исследовательских учреждений идет создание крупнейших центров современных производств. Технопарки организуются по всей Индии, но особенный прогресс достигнут в штатах Карнатака и Тамилнаду. Интенсивный рост технопарков, сопровождаемый правительственными гарантиями по льготному налогообложению, образованием различных НИИ, делает сегодня Индию привлекательным местом для иностранных инвестиций.

В Японии технопарки называют технополисами, поскольку во многом раз превышают парки и по территории и по объему проводимых работ и исследований. К началу нового столетия японские технополисы стали главными центрами науки и технологий XXI века.

Технополис - это программа правительства начала 80-х гг., ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса и внедрение ИТ в экономику.

Программа строительства технополисов предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы как многоцелевые и комплексные, что отличало их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

Технополисы коренным образом отличаются от территориально-производственных комплексов, которые создавались в Японии в 60-70-е гг. Их новизна состоит в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.

Технополисы создавались в различных уголках страны (за пределами крупных городских агломераций). Они стали опорными пунктами развития периферийных районов. Первоначально не планировалось строительство большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.

На новом этапе жизни технополисов на первый план выходит поддержка НИОКР, направленная на воспитание "творческих" людей и "творческих" отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера ("мозги промышленности"), создание комфортной жизненной среды, возможностей для занятия спортом и другими видами активного отдыха. Предполагается усилить информационную связь между отдельными "техногородами".

4. Суперкомпьютеры

Введение Западом ограничений на передачу ноу-хау в передовых сферах науки и отказ предоставить Индии ассортимент оборудования для ее программ по развитию способствовали тому, что ученые и инженеры Индии смогли сами создавать большинство компонентов и оборудования, необходимых для быстро прогрессирующих космических программ и программ в области ядерной энергии. В свое время отказ администрации США разрешить поставку Индии суперкомпьютера, способного выполнять более 2000 мега теоретических операций в секунду (MTOPS), привел к тому, что Индия построила один из самых мощных суперкомпьютеров в мире. Вступивший в строй суперкомпьютер «Парам-10000» (PARAM-10000), способный выполнять один триллион математических вычислений в секунду, был создан Центром по развитию передового проектирования компьютеров (Centre for Development of Advanced Computing «C-DAC») в Пуне.

К 1999 г. наиболее высокий уровень разработок и практические результаты достигнуты DRDO (лаборатория ANURAG - Advanced Numerical Research and Analisis Group) по созданию РАСЕ (Process for Aerodynamics Computerised Evaluation). Эта высокопроизводительная вычислительная система предназначалась, главным образом, для военно-прикладных целей и другого широкого класса задач.

23 июня на конференции International Supercomputer Conference была обнародована очередная версия мирового рейтинга суперкомпьютеров TOP500. Лидером списка TOP500 по-прежнему остается вычислительный комплекс Earth Simulator (быстродействие 35,9 TFLOPS), который был построен компанией NEC в 2002 г. и сразу же занял "суперкомпьютерный трон". Этот компьютер достигает пиковой производительности 35,86 Терафлоп. Он почти в 5 раз быстрее занимающего 2-ю позицию суперкомпьютера ASCI Q (7,727 Терафлоп) на базе 4096 процессоров Alpha Server SC ES45 с тактовой частотой 1,25 ГГц от компании Hewlett-Packard, который находится в Лос-Аламосской лаборатории министерства обороны США. Седьмую позицию в рейтинге занимает работающий в Институте физических и химических исследований Японии суперкомпьютер RIKEN Super Combined Cluster/2048 (2004 г.) компании Fujitsu, (быстродействие 8,7 TFLOPS).

Анализ географического распределения суперкомпьютеров показывает стабильный рост их числа в азиатских странах, кроме Японии. Из 500 систем 34 работают в Японии, в других азиатских странах - еще 55. В Европе находится 124 суперкомпьютера.

В 2004 г. в Японии началась разработка суперкомпьютера, способного работать со скоростью 2 квадриллиона операций в секунду. Это в 30 раз быстрее самого современного аналога. Проект осуществляется на базе технологий Токийского университета группой исследовательских структур и компаний, включая американскую IBM.

Через четыре года планируется ввести в строй беспрецедентную вычислительную систему, которая будет представлять собой последовательное соединение 2 млн. процессоров


5. Телефонная мода в Индии и Японии

Мобильная телефония в Индии продолжает вытеснять традиционную фиксированную связь. По заявлению правительства, в стране сейчас насчитывается 43.9 миллионов пользователей фиксированной связи и около 44.5 миллионов абонентов сотовых сетей. «Таким образом, количество абонентов сотовых сетей превысило количество подписчиков фиксированных линий», - говорится в заявлении Управления по Телекоммуникациям Индии. По данным американского инвестиционного банка Morgan Stanley, мобильный рынок Индии будет ежегодно увеличиваться на 40%. Эта тенденция постоянного роста может сохраниться до 2007 года. К тому же Индия является вторым по величине мобильным рынком после Китая, поэтому производители мобильных телефонов уделяют ему свое повышенное внимание. Исследования рынка показывают, что в течение следующих трех лет в Индии может появиться еще 110 миллионов новых абонентов сотовых сетей. Чем дальше, тем моложе становятся новые владельцы мобильных телефонов в Индии - потому что стоимость звонков снижается, операторы дают дотации на телефоны и широко распространяется принцип предоплаты. Однако низкий валовый внутренний продукт и та же широкая популярность предоплаты оказывают давление на средний доход на единицу абонентского оборудования (ARPU), понижая его до 8 долларов в месяц, что значительно хуже мировой доходности (21.3 доллара). Рост индийского мобильного рынка, главным образом, обеспечивается передачей сообщений. С падением стоимости SMS на 50% количество переданных сообщений резко возросло. Как ожидается, доход от SMS-услуг составит более 1 миллиарда долларов в 2007 году.

Но если в Индии мобильные телефоны только появляются у большинства населения, то среди японцев с мобильными телефонами трудно встретить хотя бы одного со старой моделью. Телефон двухлетней давности там сродни десятилетнему автомобилю.

Что заставляет жителей Страны восходящего солнца постоянно менять трубки? Чтобы понять это, нужно представлять себе поток информации, обрушивающийся на тамошнего потребителя, и знать психологию японцев. Мобильный телефон для них жизненно необходим, поэтому смена аппаратов - не столько следование моде, сколько желание идти в ногу со временем. Мобильный рынок Японии выглядит необычно: люди здесь ждут новшеств и готовы за них платить. В стране принято пользоваться самыми последними моделями телефонов и услугами i-Mode, обвешивать трубки брелочками, игрушками, ремешками. Это в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам. Популярны аксессуары, источающие запахи (аромат можно подобрать по своему вкусу). Подобные вещицы японцы меняют чуть не раз в неделю. В крупных универмагах отделы по продаже аксессуаров превышают по площади отделы с телефонами.

Подавляющее большинство мобильных телефонов в мире относятся к технологии второго поколения. Внедрение моделей третьего поколения активно идет в Японии. Телефоны третьего поколения обеспечивают выход в Интернет, передачу качественной картинки, просмотр сайтов и электронной переписки, а также осуществление финансовых расчетов.

Японская компания NTT DoCoMo получила в 2003 г. лицензию на испытание системы мобильной связи четвертого поколения. Широкое внедрение технологии четвертого поколения может стартовать в 2010 г. Телефоны четвертого поколения будут обеспечивать те же функции, что и третьего, но при гораздо более высокой скорости передачи данных. Это позволит комбинировать функции сотового, стационарного и спутникового телефона, а также компьютера, игровой приставки и проигрывателя музыкальных файлов.


6.Взгляд в будущее

В последнее десятилетие футурологи многих стран принялись увлеченно предсказывать темпы и направление мирового технологического прогресса. Иные из этих прогнозов читать не менее увлекательно, чем романы Жюля Верна или других великих фантастов XIX - XX веков.

Любопытен в этом плане очередной прогноз, составленный и опубликованный несколько месяцев назад сотрудниками Национального института изучения политики в сфере науки и технологии, работающего под эгидой Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии. Такие прогнозы институт составляет с 1971 года (раз в пять лет) на основе изучения новейших достижений ученых всего мира. Нынешний прогноз - уже седьмой по счету. Выводы прогноза зачастую становятся конкретными целеуказателями для министерств, ведомств, отраслей промышленности. Итак, попытаемся с помощью японских специалистов заглянуть за горизонт, в не столь отдаленное будущее.

2006 - разработка методики лечения СПИДа;

2007 - появление методики лечения атеросклероза;

2008 - создание метода устранения озоновых дыр;

2009 - имплантация чужеродных генов в человеческие хромосомы;

2010 - создание надежных систем защиты хранящихся в памяти компьютеров частных секретов от нежелательного электронного вторжения отдельных хакеров и заинтересованных организаций;

Распространение карманных мультимедийных беспроволочных терминалов, способных работать во всех уголках мира.

«Календарь будущего» этим, конечно же, не исчерпывается, но прогнозы на более отдаленную перспективу утрачивают конкретность и становятся весьма расплывчатыми. Впрочем, и приведенные данные позволяют сделать некоторые выводы. По мнению японских футурологов, с течением времени необходимость создания новых компьютерных технологий будет уменьшаться. Интерес ученых сместится к роботехнике, в которой Япония и ныне держит мировое лидерство и с развитием которой в этой стране связывают перспективы решения ряда острых трудовых проблем. Сохранятся определенные стимулы освоения космического пространства. С некоторым опозданием по сравнению с США и Россией Япония готова присоединиться и к космической гонке. Но гораздо более насущными и востребованными станут новые достижения в медицине (в частности, геронтологии), биологии, генетической инженерии. Неуклонное старение населения Японии требует кардинальных и принципиально новых решений по обеспечению благосостояния пожилой части общества. Огромные усилия и средства будут сосредоточены на проблемах излечения недугов, особенно старческих, обеспечения надлежащего ухода за прикованными к постели больными, пусть даже с помощью роботов-санитаров, роботов-сиделок.

В Индии планы не столь масштабны, как в Японии. В настоящей момент, все средства, которые правительство выделит в последующие года на развитие ИТ-сектора будут брошены на расширение территории охвата Интернета, мобильной связи, а также радио- и телевещания. Помимо этого в Индии будет начато производство недорогого карманного компьютера, предназначенного для ликвидации «цифровой неграмотности». Новый «наладонник» создан местными учеными, потратившими на его разработку три года. Ожидается, что первые компьютеры поступят в продажу уже в апреле 2007 года.

Также Индия самостоятельно проведет новые программы в области ядерной энергии (полный ядерный цикл - от геологоразведки и добычи до производства электроэнергии и хранения отходов). Сегодня в коммерческой эксплуатации находятся 14 энергетических реакторов общей мощностью 2720 MBт.(обеспечивают 2-4% энергетических потребностей).Планами предусматривается строительство в период до 2020 года новых блоков АЭС общей мощностью до 20 ГВт.


Заключение

Можно ли считать путь, пройденный японской экономикой, наукой и техникой, идеальным? Вряд ли. И совсем не обязательно другим пытаться повторить сделанное японцами. У каждой страны есть собственные исторические, экономические, культурные, научные особенности, существует, наконец, разница в менталитете. В Индии переход в век информатизации проходил совершенно другими темпами. Но тем не менее индийцы теперь работают почти в каждой компании Силиконовой долины. Страна стоит на пороге гигантского рывка вперед. На протяжении большей части XX века разрыв между Индией и Западом оценивался в 30–50 лет и даже более, но теперь он стремительно уменьшается благодаря активному развитию и использованию ИКТ.

Совсем недавно Япония и Индия создали совместную исследовательскую группу в сфере информационных технологий. Группа была создана для того, чтобы содействовать деловой активности Японии в Индии - стране, в которой европейские и американские компании уже хорошо утвердились. Две страны должны создать шесть совместных исследовательских групп, которые займутся вопросами мобильной связи, широкополосного Интернета и другими мерами. Официальные лица из правительств, компаний и исследовательских организаций двух стран примут участие в работе этих групп. Японское правительство желает догнать европейские страны и США в сфере деловой активности в Индии путем укрепления связей и сотрудничества с правительством, отраслями промышленности и исследовательскими организациями. А это, на мой взгляд, означает не только полный переход Индии в век информатизации, но также и заимствование стратегии Японии в последующем развитии этой азиатской страны

Литература

1. "Рынки информационных технологий стран Азии". По материалам Информационно-исследовательского Центра "SIBIS", совместно с изданием CNews.ru.

2. Материалы сайта новостей INDIA.RU.

3. Материалы сайта Business Online - новое поколение бизнеса.htm.

4. По материалам Reuters. 2001-2003 "Мировые Дискуссии". Информационно-аналитический журнал WDI.ru НОВОСТИ.htm.

5. Ю. Моисенко. "Индийское информационное чудо". ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ, №73 (2587), четверг, 4 Апреля 2002.

10.Всеволод Овчинников «Ветка сакуры» тридцать лет спустя


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

© 2024 lidvalbecker.ru - Мой компьютер - Lidvalbecker