Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ

27.11.2023
Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных в данном разделе энциклопедии.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ):программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

К средствам ИКТ относятся :

  1. ЭВМ,
  2. ПЭВМ;
  3. комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;
  4. информационные сети;
  5. устройства ввода-вывода информации;
  6. средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;
  7. средства архивного хранения больших объемов информации;
  8. устройства для преобразования данных из, текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;
  9. системы искусственного интеллекта;
  10. системы машинной графики;
  11. программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);
  12. современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);
  13. электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:

  1. текстовые процессоры,
  2. электронные таблицы,
  3. программы подготовки презентаций,
  4. системы управления базами данных,
  5. органайзеры,
  6. графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет»

Кафедра информатики

Выполнила:

Огнева Екатерина Викторовна

Липецк – 2011

Введение …………………………………………………………………..3

1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовании………………………………………………………………4

1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7

1.3 Информатизация образования……………………………………….9

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.

Заключение……………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………20

Введение.

В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.

По этой причине многие государственные и негосударственные учебные заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий.

Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.

Обязательными для рассмотрения являются средства информационных и коммуникационных технологий, используемые в учебном процессе, поскольку их реализация лежит в основе осуществления уже существующих и постановке новых целей и основанных на них направлений информатизации.

1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Понятие технологии включает применение научных и инженерных знаний, для решения практической задачи. Тогда информационной технологией можно считать процесс превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания .

Процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.

Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний школьников, абитуриентов и студентов, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях.

Таким образом, можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.

1. Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

2. Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

3. Воспитательное воздействие информационных технологий;

4. Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;

5. Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

6. Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

7. Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;

8. Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

9. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

10. Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;

11. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

12. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

13. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Средствами информационных технологий является “…комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники. В состав компьютерных средств входят локальные сети, глобальные сети (Internet), спутниковые связи.
Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

В основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:

  • оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;
  • информационное моделирование работы образовательного учреждения;
  • рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения;
  • осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации;
  • контроль эффективности принятого решения.

Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.

Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц.
Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены на рисунке 02.

Рисунок 02. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе

Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют студенту возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения.

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.

Под информатизацией учебного процесса можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным.

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

Повышение эффективности и качества процесса обучения;

Повышение активности познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей;

Увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

Развитие различных видов мышления;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

Эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

Развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

Формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

Подготовка информационно грамотной личности;

Подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.

Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.

Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий , каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.

Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий . Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

  • закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
  • открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
  • на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
  • на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.

Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов.
В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств ИКТ может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика , когда с помощью тестов выявляется уровень знаний студентов, выявляются места недопониманий или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения.

Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.

Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг , базируется на том факте, что, на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.

Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.

Если рассматривать науку как набор некоторых понятий, систему оперирования понятиями, систему знаний об отношениях предметов, явлений и их сущности, как фактор совершенствования развития практической деятельности человека, то педагоги, работающие со студентами, должны владеть приемами отбора из содержания, методов и средств науки основных идей, закономерностей, инструментальных средств и строить на этом свое содержание и методику обучения. Только педагог-исследователь может ввести в учебный процесс еще не опубликованные результаты современнейших научных исследований, делиться со студентами наиболее ценными научными находками. Это поддержит научную атмосферу занятий, приобщит учащихся к научному творчеству, познакомит с современными задачами, стоящими перед той или иной наукой.
Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности студентов вуза, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности.
Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности учебных заведений не только говорят о неоспоримой важности научных исследований в процессе подготовки специалистов, но и порождают целое направление внедрений средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру традиционного и открытого образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности учебных заведений. Целесообразно построение и интеграция средства ИКТ, нацеленных на информатизацию научно-исследовательской деятельности, осуществляемой педагогами, студентами и аспирантами учебных заведений.

Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и обучающимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.

В связи с этим, соответствующие средства ИКТ должны не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований.

Большинство научных исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы. Очевидно, что такие средства ИКТ должны отвечать всем требованиям унификации, выдвигаемым ко всем образовательным информационным ресурсам, эксплуатируемым в условиях системы открытого образования.
В связи с этим необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий.
В сфере проведения научных исследований в рамках системы высшего образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и учащихся. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях.
Учащихся и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации – это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так называемые библиографические картотеки.
Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании.

Информатизация научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в системе образования, не является единственным направлением формирования специализированных средств ИКТ, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу. Наряду с научно-исследовательской, в полной мере, можно говорить о выделении еще одной, внеучебной системы средств ИКТ, применяемых как в традиционном, так и в открытом образовании.

Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в учебных заведениях. Именно в системе образования, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, обучаемый приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые будущему специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса учебное заведение обязано создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей обучаемых.
Внеучебная сфера деятельности учебного заведения и задачи ее возможной информатизации, наряду с другими областями, является существенной и обязательной. Гуманитарная среда учебного заведения, благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром.

Для выявления перспективных направлений информатизации внеучебной деятельности важно осознавать, что необходимо единство и тесная взаимосвязь учебной и внеучебной сфер деятельности на содержательном, методологическом и технологическом уровнях. Перспективы функционирования и развития системы учебной и внеучебной деятельности сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:

  • поиск новых форм и направлений деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям образования в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
  • совершенствование системы управления внеучебной деятельностью, средств внеучебного информирования учащихся и педагогов;
  • обеспечение профессионализма педагогов, совершенствование их работы, контроль за их деятельностью и ее координация;
  • информатизация всех направлений внеучебной деятельности студентов и направлений организации такой деятельности, разработка и внедрения специальных средств ИКТ.

На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности учебных заведений на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.

И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у студентов стремления работать в коллективе, расширении “информационного багажа” будущих выпускников.

Одним из перспективных методических и технологических подходов к унификации учебной и внеучебной деятельности, равно как и подходов к унификации средств ИКТ является студенческое проектирование. Действительно, разнообразные проекты все чаще применяются в учебной и во внеучебной работе студентов.
Под проектами понимаются серии взаимосвязанных внеучебных мероприятий. В качестве такого проекта может быть создание различными студентами и педагогами единого Интернет-сайта вуза, который включает в себя информацию о вузе, форум, личные страницы преподавателей и обучающихся. К подобной внеучебной деятельности можно также отнести коллективную разработку информационных материалов и участие в проектах городского и общефедерального масштаба, разнообразные конкурсы и телемосты.

Обширной сферой применения компьютерных и телекоммуникационных систем в современном учебном заведении является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие программные системы и оболочки, такие как электронный деканат, планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных об обучаемых, преподавателях, средствах обучения и многие другие.
Формируемые средства ИКТ целесообразно поставить на службу администрации образовательного учреждения. В качестве подтверждения этих слов можно привести данные зарубежных аналитиков: на предприятиях и учреждениях, успешно реализовавших проекты перехода к работе с электронными документами, отмечено:

  • увеличение производительности труда на 25-50%;
  • сокращение времени обработки документа на 75%;
  • уменьшение расходов на оплату площади для хранения документов на 80%.

Актуальность использования информационных технологий в управлении учебным заведением обусловлена такими факторами как постоянно растущий объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса, потребность в оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности педагогов, сотрудников и студентов, необходимость многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки хода обучения.
Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию организационно-управленческой деятельности учебного заведения могут быть унифицированы и представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс . Состав и содержание информационных ресурсов определяется в соответствии со спецификой функционирования традиционного или открытого учебного заведения, а набор сервисных служб обеспечивается типовым и специализированным программным и аппаратным обеспечением.

Заключение.

Таким образом, процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация образования относится к числу крупномасштабных инноваций последних десятилетий. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Кроме того, применение информационных и коммуникационных технологий позволяет оптимизировать процесс управления в сфере образования.

В настоящее время принято выделять основные направления внедрения компьютерной техники в образовании, среди них: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, работа на выполнение социального заказа общества.

Соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.

Список литературы.

1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в образовании. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 282с.

2. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. – М.: Изд-й центр, 2004. – 208с.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2005. – 192с.

4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.

Заявка на участие в конференции ВК-05

Деятельности банков

Характеристика инвестиционной

Образец оформления статьи в сборник

УДК 330.322.214

И.И. Иванов, П.П. Петров

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Представлено обоснование расширения роли банков не только как участников инвестиционных процессов, но и как активных субъектов процесса управления ими. В связи с чем, необходимо формирование методологической и законодательной базы, регламентирующих содержание процессов банковского инвестирования.

Текст публикуемого материала …………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Банковское дело: справочное пособие /под ред. Ю.А. Бабичевой. – М: Экономика, 2004. – С. 144 – 146.

Характерной чертой современного общества является информатизация – преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании. Технической основой информатизации являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Средства ИКТ – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передачи информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

К средствам ИКТ относятся:

ü ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

ü локальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях;



ü устройства ввода-вывода информации всех видов;

ü средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации;

ü средства архивного хранения информации;

ü устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

ü системы компьютерной графики и анимации;

ü системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации;

ü программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.);

ü системы искусственного интеллекта;

ü инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий: мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, виртуальная реальность.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Современные ИКТ обучения - совокупность средств ИКТ, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Технология обучения - совокупность методов, приемов, средств, обеспечивающих осуществление целенаправленного, организованного, планомерно и систематически осуществляемого процесса овладения знаниями, умениями и навыками в конкретной области знаний, научных достижений, техники.

Интерактивный режим обучения - диалоговый режим работы субъектов - образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации.

Основными задачами современных ИКТ обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Дидактические возможности использования средств ИКТ

Остановимся на описании дидактических возможностей средств ИКТ, перечислим их:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

* визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

Моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

* архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

* автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Реализация вышеперечисленных возможностей позволяет организовать следующие виды учебной деятельности:

Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

Интерактивный диалог - режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерный тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

■ Компьютерная визуализация учебной информации:

компьютерная визуализация изучаемого объекта - наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей;

компьютерная визуализация изучаемого процесса - наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости - в развитии, во временном и пространственном движении с сохранением возможности диалогового общения с программой, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.

Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

Управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных, или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

Информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникации и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т.п.;

Наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

Индивидуализация и дифференциация процесса усвоения учебного материала в ходе занятий, в ходе самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

Оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе;

Контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля и индивидуальной корректировки знаний, умений, навыков;

Корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

Диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

Автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;

Моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных стендов, объектов, процессов и явлений;

Автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Следует отметить, что все функции современного средства обучения не изолированы друг от друга, а находятся в неразрывном диалектическом единстве. Специфика каждого занятия определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей средств ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей средств ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. На этой основе осуществляется развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо думать, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (при наличии нескольких проблем), а также способности адаптироваться к создавшейся новой социокультурной среде и изменяющимся условиям окружающего мира. При интеллектуальноемком информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность.

программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной сети Интернет) .

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

© 2024 lidvalbecker.ru - Мой компьютер - Lidvalbecker